Исследование окружающего мира. Свободомыслие

Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия. Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументированно изложено атомистическое учение. Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния — до н. Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников.

. - Философия как предмет науки

О природе вещей Философия и поэзия перед загадкой природы В одной книге собраны произведения, созданные в разные эпохи и в разных краях античного мира, достаточно далекие друг от друга, связанные тем не менее не только общей темой, по и отношением глубокой и живо ощущаемой преемственности. В каждом из них литература соединяется с философией, чтобы в одновременной работе проницательной мысли и творческого воображения построить перед взором читателя картину мироздания, видимой и невидимой природы, окружающей человека, включающей его в себя, определяющей его существо и его судьбу.

Природа — это всё, вся вселенная в целом, но природа — это и тоненький ствол деревца, выросшего где-то на стене многоэтажного городского дома, природа — это мощные стихии, с которыми человеку трудно спорить, но природа — это и нечто хрупкое, слабое, нуждающееся в человеческой заботе, требующее охраны. Человек — это тоже природа, и когда человек наших дней обращается мыслью к природе, желая узнать, что она такое, он помнит, что тем самым он обращается к познанию самого себя.

Тит Лукреци и его поэма «О природе вещей» от всякого рода суеверий и страха перед смертью, а также указавшие путь к счастью и « высшему благу». Но все пессимистические моменты не снижают той громадной силы.

По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами К свежим припасть родникам, и отрадно чело мне украсить Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим Прежде меня никому не венчали голову Музы. Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий, А во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду. Это, как видишь ты, смысл, несомненно, имеет разумный: Если ребёнку врачи противной вкусом полыни Выпить дают, то всегда предварительно сладкою влагой Жёлтого мёда кругом они мажут края у сосуда; И, соблазнённые губ ощущеньем, тогда легковерно Малые дети до дна выпивают полынную горечь; Но не становятся жертвой обмана они, а, напротив, Способом этим опять обретают здоровье и силы.

Так поступаю и я. А поскольку учение наше Непосвящённым всегда представляется слишком суровым И ненавистно оно толпе, то хотел я представить Это ученье тебе в сладкозвучных стихах пиэрийских, Как бы приправив его поэзии сладостным мёдом. Может быть, этим путём я сумею твой ум и вниманье К нашим стихам приковать до тех пор, пока ты не постигнешь Всей природы вещей и познаешь от этого пользу.

Киники, Эпикур, Лукреций Кар После появления наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Школа киников циников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, то есть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом.

Книга: Тит Лукреци О природе вещей [отрывки] Перевод н. зерова человечества от страха смерти и потусторонней жизни, от страха перед вмешательством образа, в котором воплощены творческие силы природы) .

В каждом из них литература соединяется с философией, чтобы в одновременной работе проницательной мысли и творческого воображения построить перед взором читателя картину мироздания, видимой и невидимой природы, окружающей человека, включающей его в себя, определяющей его существо и его судьбу. Природа — это всё, вся вселенная в целом, но природа — это и тоненький ствол деревца, выросшего где-то на стене многоэтажного городского дома, природа — это мощные стихии, с которыми человеку трудно спорить, но природа — это и нечто хрупкое, слабое, нуждающееся в человеческой заботе, требующее охраны.

Человек — это тоже природа, и когда человек наших дней обращается мыслью к природе, желая узнать, что она такое, он помнит, что тем самым он обращается к познанию самого себя. Мы изучаем законы природы в убеждении, что законы эти распространяются и на нас. Когда греческие философы впервые начали думать о природе, они отчетливо противопоставили ее закону как сугубо человеческому изобретению и воле богов как причине неисповедимой и для разума неуловимой.

Даже в разных эллинских городах законы различны, в мире же варварском они зачастую противоположны эллинским. Природа — это то,что везде одинаково, в эллинском мире и среди варваров. Природу то или иное существо получает вместе с рождением и на всю жизнь, независимо от собственной или посторонней воли. Превратности судьбы заставляют Одиссея вернуться в свой собственный царский дом под видом нищего странника. Бесчинствующие там гости не признают в нем законного хозяина. Но вот он натягивает свой богатырский лук — и всем становится видна природа этого мужа, он царь по рождению и остается им даже тогда, когда законная власть не в его руках.

О природе вещей

Особо важное значение получила в ней деятельность Филодема — В Италию Филодем приехал около 80 г. В имении Пизона вблизи Неаполя возникла римская эпикурейская школа, а ее руководителем здесь стал Филодем. В поместье Филодема происходили встречи и дискуссии, собирался цвет образованного римского общества, его творческая элита.

объяснял веру в богов страхом перед силами природы. О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в богов говорил и о религии обобщил последователь Эпикура Тит Лукреци ( гг. до н. э. ).

О значительности эпикурейской пропаганды свидетельствует уже то обстоятельство, что эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории. Верные принципам школы, эпикурейцы писали просто, без реторики и без претензий на художественное изложение. Когда Цицерон приступал к философским работам, по-латыни имелся уже ряд эпикурейских произведений, а философия Эпикура насчитывала многих видных сторонников, которых привлекала к себе та или иная сторона учения.

Центром эпикуреизма в Италии была полугреческая Кампания. Около Неаполя находилась школа Сирона, одного из виднейших пропагандистов эпикурейского учения в 50 — 40 гг. В Кампании и Риме развертывалась продуктивная литературная деятельность греческого поэта и философа Филодема стр. Через школу Сирона и Филодема прошли многие представители римской литературы времени перехода к империи, в том числе будущий корифей римской поэзии Вергилий, может быть также и Гораций.

При раскопках в Геркулануме, засыпанном вместе с Помпеями лавой во время извержения Везувия в 79 г. В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар родился около 98 г. Биографические сведения о Лукреции чрезвычайно скудны. Мы ничего не знаем о его происхождении, образовании, о жизненном пути, о связях с другими представителями эпикурейского учения.

Автор предполагал посвятить свое произведение одному из представителей знатного рода Меммиев, но посвящение это проведено не во всех частях поэмы: Лукреций либо не довел своего плана до конца, либо отказался от первоначального намерения.

ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Кар Лукреций Кар Лукреций 99—55 гг. В полном согласии с греческими философами Демокритом см. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих.

Эпикур и Лукреци о душе - История психологии: конспект лекций, Жанр: чувств и аффектов рассматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Страх перед стихиями природы и перед смертью заставил людей.

Основой ее содержания послужило учение древнегреческого мыслителя Эпикура о физике и сопровождающих ее явлениях, изложенное в виде дидактического эпоса, не затрагивающего в деталях теорию познания и этики. Выдающийся творческий труд изложен в 6 книгах, излагающих атомистическую теорию мироздания, отвергавшую вмешательство божеств в судьбы людей, учение о душе, ее связи с телом, человеке и его восприятии мира с помощью чувств, истории зарождения и развития человеческого рода вместе с изучением происхождения разных языков.

Считается, что Лукреций Кар Тит видел главные признаки, влияющие на формирование настоящего общества и культуры, именно в самом процессе исторического зарождения и образования семейных связей, а также в появлении огня и языка. Зарождение религии, по его мнению, происходило на основе существования 3 причин, имеющих естественное происхождение. Вторая имеет отношение к невозможности объяснения причин возникновения множества природных явлений, превосходящих человеческие силы.

Третья неразрывно связана с существованием у каждого человека естественных страхов, присущих ему от природы.

Яблоков И. Основы религиоведения

Эпикур и Лукреций Кар о душе Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса. Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами.

Лукреци О природе вещей Читать. от чувства страха перед природными явлениями и перед лицом смерти, а затем и от неумеренных аппетитов.

ок. — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей не отвергая, однако, само существование богов. Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма. Самые ранние биографические данные о нём относятся к в.

Философ Тит Лукреций Кар

Они — олицетворение самодостаточной атараксии безмятежности эпикурейских мудрецов: Главная ценность — разум, опирающийся на чувства и превосходящий их: Главные проблемы — начала обычных тел и природа души. Обычные тела имеют свойства то, что нельзя отнять, не разрушив их носителя и явления то, что можно отнять, не разрушив. Основные, или изначальные, тела вечны и неизменны, не погибают и не возникают, не переходят друг в друга и не делятся атомы.

Все тела находятся в пространстве как пустоте.

Автор, проникшись миросозерцанием Эпикура, освобождающим человека от предрассудков, от страха перед смертью и перед богами, счел долгом.

Культура Включается этику, как основной раздел, логику и физику. Логика и физика — средства решения этических проблем. Основной задачей философии Эпикур считал обоснование того пути, который может привести человека к счастью в жизни. Для того, чтобы человек мог достичь счастья, крайне важно: Человек испытывает страх только потому, что еще не познал какие-либо природные явления. Эпикур полагал, что познанию человека доступны в принципе любые природные явления и познание этих явлений осуществляется на базе их чувственного восприятия.

Явления воздействуют на органы чувств человека — возникают устойчивые ощущения, которые закрепляются в памяти и на базе этого возникают понятия. Имея способность и возможность познать любые природные явления, человек способен освободиться и от страха перед силами природы. Страх перед богами В корне мироздания лежит множество атомов, сочетания которых порождают многообразные миры.

Философия Эпикура и Тита Лукреция Кара

Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае например, в учениях локаятиков и Ван Чуна. Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с в.

Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом. Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с в.

Демокрит и Лукреций Кар, Локк и Дидро были атеистами. Эйнштейн действительно сказал, что на смену религии страха (перед силами природы) и религии морали (установление моральных норм, для чего в качестве высшего.

, 26Биографические сведения о Л. Большинство исследователей сомневаются в этой информации, полагая, что обвинения Л. Все сходятся во мнении, что обстоятельства жизни Л. Исторические обстоятельства, безусловно, повлияли на формирование мировоззрения поэта, обратившегося к философии Эпикура как спасителя от жизненных бурь. Нет никаких прямых свидетельств о взаимодействии Л. Делла Балле на основании косвенных источников пытался доказать, что Л. Единственное дошедшее до нас сочинение Л.

Считается, что первоначально существовала другая последовательность книг в поэме: Поэма написана гекзаметром и состоит из 6 книг. Философское учение, изложенное Л.

Jugnu